СШ №1 им В. Дубинина. Историческая справка

СШ  №1  им  В.  Дубинина,  как  она  ныне  именуется,  прошла  долгий путь,  основана  на  базе  института  благородных  девиц,  история  которого восходит  ко  времени  правления  Екатерины  Великой.  В  1764  году специальным  указом  Екатерины  II  в  Санкт-Петербурге  было  создано  «Воспитательное  общество  благородных  девиц»,  которое  позже  было переименовано  в  «Смольный  институт  благородных  девиц».  Цель  этого учебного  заведения,  как  говорилось  в  указе, «...дать  государству образованных  женщин,  хороших  матерей,  полезных  членов  семьи  и общества».



 В  начале  XIX  в.  в  Российской  Империи  становилась  всё  более ощутимой необходимость в образовании не только мальчиков, но и девочек. Российское  общество  уже  тогда  начало  понимать,  что  только  образованная мать и жена может дать образование своим детям.  Поэтому  в тот  период  в России  появилось  множество  частных  закрытых  женских  пансионов, появилось такое учебное заведение и в Керчи.  Об открытии здесь учебного заведения  для  девиц  «дворянского  происхождения,  обер-офицерских  и купеческих»  хлопотал  керченский  градоначальник  З.С.  Херхеулидзе,  а общественность  города  горячо  поддержала  его  хлопоты.  Был  составлен проект  Положения  о  Керченском  институте  для  воспитания  девиц.  Проект был подан Николаю I, который собственноручно на нем начертал «Быть по сему».  


Таким образом, в 1835 году было получено высочайшее разрешение на открытие  института  для  девиц  в  Керчи.  В Российской  империи  это  был девятый  по  счету  институт  благородных  девиц.  После  завершения соответствующих  приготовлений  8  марта  1836  года  институт  открыл  свои двери для воспитанниц. На торжественном открытии был отслужен молебен, на котором присутствовали все почетные жители Керчи.   

                                                                                
О  жизни  института  с  момента  его  основания  до  1885  года  мы  знаем благодаря  перу  священника  Дмитрия  Говорова.  Преподаватель  Закона Божьего  оставил  потомкам  «Историческую  записку  о  Керченском Кушниковском девичьем институте». Первоначально  курс  обучения  был  рассчитан  на  3  года.  Согласно уставу  поступающие  в  институт  девочки  должны  были  знать  четыре арифметических  действия,  бегло  читать  и  писать  по-русски,  что предполагало  начальное  домашнее  образование.  По  два  часа  в  неделю преподавались танцы и музыка, четыре часа отводилось рукоделию. Девочек учили  вести  домашнее  хозяйство.  Духовно-нравственное  воспитание занимало  ведущее  место:  изучение  Закона  Божьего,  посещение богослужений.  Успехи  в  обучении  поощрялись  книгой  и  разноцветной кокардой  на левом плече, похвальным  листом, а с 1866 года девочек стали награждать книгами, серебряными и золотыми медалями.  Однако далеко не всегда даже в семьях среднего достатка родители имели средства для  того, чтобы  его  дать.  Исходя  из  этого,  при  институте  был  открыт подготовительный класс. За годы обучения девочки получали необходимые им  знания  по  русскому  языку  и  математике,  французскому  и  греческому языкам, истории и географии.


 
В  1844  году  начинается  следующий  этап  развития  института.  Было закончено  строительство  двухэтажного  корпуса  на  Феодосийской  улице (современная ул. Пирогова, где и сейчас размещается школа № 1).  


Начиная с 1845 года, Керченский девичий  институт стал именоваться «Кушниковский»  в  память  о  действительном  статском  советнике  Григории Сергеевиче  Кушникове  (1776-1840).  Выпускник  Морского  кадетского корпуса  он  некоторое  время  служил  на  флоте,  а  затем  находился  на гражданской службе и по выходу в отставку поселился в 1830 г. в Феодосии, где  приобрел  в  собственность  жилой    дом.  Кушников,  пожелав  открыть  в Феодосии  в  1833  г.  девичий  институт,  выделил  на  эти  цели  капитал  в  300 тысяч  рублей  ассигнациями.  Разного  рода  обстоятельства  помешали  этому намерению осуществиться. После смерти Г.С. Кушникова капитал, согласно желанию  наследников,  в  числе  которых  была  дочь  Григория  Сергеевича Лидия,  являвшаяся  женой  З.С. Херхеулидзе,  был  присоединен  к  средствам Керченского девичьего института.


У  Керченского  девичьего  института  в  период  его  становления  было немало высоких покровителей.  Самым известным  из них  стал всесильный Новороссийский и Бессарабский  генерал-губернатор М.С. Воронцов.  С его именем  связан  не  только  факт  открытия  института  и  присоединение  к средствам  института  капитала  Кушникова,  но  и  постройка  здания  для института.  Жена  Воронцова,  Елизавета  Ксаверьевна,  была  почетной попечительницей института. И в память о ней и керченском градоначальнике Захарии  Семеновиче  Херхеулидзе,  которые  немало  сделали  для  этого учебного  заведения,  институтская  церковь  носила  имена  св.  Захарии  и Елизаветы.  


Начавшаяся  Крымская  война внесла  свои  коррективы  в  жизнь Кушниковского института. Младших воспитанниц планировали отпустить к родителям,  в  институте  оставить  только  круглых  сирот,  однако,  судьба распорядилась  иначе  и  в  институте  остались  практически  все.  Затем Институт  переводят  в  Таганрог.  А  когда  неприятель  высадился  в  Керчи,  в сопровождении  донских  казаков  воспитанниц  и  учителей  перевозят  в Новочеркасск,  где  Институт  работал  более  двух  лет.  После  окончания Крымской  войны,  в  1857  году  Кушниковский  институт  благородных  девиц вновь возобновил свою работу в Керчи, где он и был основан.


К 80-м годам ХIХ века  институт представлял собой целый комплекс построек:  центральный  двухэтажный  корпус  с  церковью  внутри, одноэтажный  корпус  институтского  лазарета,  два  двора  с  хозяйственными службами,  разделенными  между  собой  садом  с  аллеями  и  беседками.


Зачисление в Керченский Кушниковский институт требовало предоставления целого  ряда  документов.  Так,  в  70-е  годы  XIX  века  в    их  число  входили: прошение  с  приложением  залоговой  суммы  в  размере  полугодовой  оплаты, подписка  в  своевременном  платеже  денег  с  поручительствами  двух благонадежных лиц, а также свидетельство о рождении, справка о здоровье, документ о звании отца.



К концу XIX в. девичий институт превратился в достаточно крупное заведение с семигодичным курсом обучения. Если в 1836 году в институте обучалось  43  девочки,  то  к  концу  XIX  –  началу    XX  веков  число  учениц увеличилось  до  200.  Девушкам  давали  по  тем  временам  блестящее образование.  Кроме  общепринятых  общеобразовательных  предметов,  они
изучали  историю  искусств,  их  учили  не  только  правильно,  но  и  красиво, изящно писать, слагать стихи, рисовать. И  обязательно прививали  хорошие манеры. По мере продвижения из класса в класс воспитанницы приобретали не  только  необходимые  для  образованных  женщин  того  времени  знания, развивали свои светские таланты, но и получали навыки ведения домашнего хозяйства.  Для  этого  при  институте  имелась    кухня,  где  под  руководством опытной кухарки девушки постигали азы «кухонных» наук. Кроме того, им приходилось шить себе белье и одежду. Особое внимание уделялось преподаванию в последний год обучения педагогики.  Около  10%  учениц  покидали  стены  института  со  званием
домашней  учительницы,  что  позволяло  выпускнице  в  последующем образовывать  собственных  детей  или,  при  желании  или  необходимости, проявить себя на педагогическом поприще.  


Кушниковский  институт  благородных  девиц  прекратил  свое существование в 1920 году. Однако история учебного заведения на этом не закончилась. С 1920 по 1925 годы в здании бывшего института размещались курсы  красных  командиров,  отчего  улица  Троицкая  в  1924  г.  стала именоваться  ул.  Курсантов.  Затем,  с  1925  по  1930  гг.  — сельскохозяйственный  техникум.  В  1930  году  здесь  открылся металлургический техникум, который был основной «кузницей кадров» для
металлургического  завода  им.  Войкова,  однако  в  1936  году  для  него  было построено  специальное  здание  в  аводском  поселке,  где  с  того  момента техникум и располагался. 


 
Город  быстро  рос,  постепенно  превращаясь  в  крупнейший индустриальный центр Крыма. Увеличивалось население Керчи, ощущалась и нехватка школ, поэтому в освободившемся здании были размещены сразу две школы: средняя № 11 и начальная № 5, которые работали в две смены. В 1940  году  общеобразовательное  учебное  заведение  именуется  как  средняя
школа № 11.  


Начавшаяся  22  июня  1941  года  Великая  Отечественная  война прервала мирную жизнь керчан. Недавние выпускники и учителя уходят на фронт.  Неспокойно  оставшимся  школьникам.  Они  помогают  старшим: собирают  бутылки  для  зажигательной  смеси,  дежурят  в  госпиталях.  В сентябре  начинается  новый  учебный  год  —  самый  короткий  в  истории керченского образования. К этому времени школа № 11 была объединена со школой им. Шмидта. После страшной бомбежки 27 октября 1941 года школы города  прекратили  свою  работу,  а  возобновление  учебного  процесса наступило  после  освобождения  города  в  ходе  Керченско-Феодосийской десантной операции.


4  января  1942 года  взрыв  вражеской  мины  оборвал  жизнь четырнадцатилетнего  партизанского  разведчика  Володи  Дубинина.  Юный герой-партизан был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Бюро Керченского  горкома  ВКП  (б)  28  февраля  1942  года  приняло  решение  об увековечении  памяти  пионера-партизана  Володи  Дубинина, погибшего смертью храбрых на боевом посту.  Постановлением Керченского горисполкома от 2 марта 1942 г. школа №  11  была  переименована  в  школу  имени  Володи  Дубинина.



Новая страница в истории школы началась 11 апреля 1944 года, когда Керчь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. В этот день к зданию  школы  пришли  несколько  детей  и  три  учителя.  Собирали  банки  и бутылки и стеклили окна. Несмотря на то, что здание школы к осени было лишь  частично  восстановлено,  несмотря  на  отсутствие  письменных принадлежностей и учебников, занятия возобновились.



А с 1946 по 1947 гг. год  длился  капитальный  ремонт  здания,  во  дворе  школы  учениками  была устроена  спортивная  площадка. На  месте  бывшего  подвала,  где  от  вражеской  бомбы  в  апреле  1942  года погибли  раненые  бойцы  Красной  Армии,  был  разбит  цветник.  


Частыми  гостями  в  школе  имени  Володи  Дубинина  были  его  мама Евдокия  Тимофеевна  и  сестра  Валентина.  Весной  1951  года  в  школе произошло  знаменательное  событие  –  писатели  Лев  Кассиль  и  Макс Поляновский  (авторы  книги  «Улица  младшего  сына»)  подарили  городу памятник Володе Дубинину, который был установлен у здания школы.  Решением  исполкома  керченского  горсовета  депутатов  трудящихся от 21.10.1954 года (протокол № 26) «О присвоении номеров и имен школам г.Керчи»  средняя  школа  №13  переименована  в  СШ№1  имени  Володи Дубинина.



С  годами  в  школе  складывались  свои  традиции.  Так,  4  января  стал днем  памяти  пионера-героя. В  традицию  школы  вошло  также  отмечать  11 апреля.  Каждый  класс  к  этому  дню  готовил  подарки  и  преподносил  их школе.   11  апреля  1969  года  был  для  школы  вдвойне  радостным. Традиционный  день  школы  совпал  с  торжественным  открытием  комнаты-
музея  Володи  Дубинина.  Было  много  гостей,  среди  них  Валентина Никифоровна и Евдокия Тимофеевна Дубинины.


Школа  имени  Дубинина  всегда  была  в  лидерах  среди  городских школ.  Дубининцы  были  лучшими  и  в  учебе,  и  в  пионерско-комсомольской работе.  Список  достижений  школы  каждый  год  пополнялся  новыми победами.  В  1954  году,  когда  школам  Керчи  присваивали  новые  номера, школа  имени  Дубинина  получила  новый  порядковый  номер  и  стала
именоваться средняя школа № 1 имени Володи Дубинина. А в 1961 году ей был придан статус школы с углубленным изучением английского языка.  


Сегодня школа им. В. Дубинина не просто сохранила звание одной из лучших  в  городе,  но  также  и  приумножила  свои  достижения,  отметившись  новыми  победами  и  призовыми  местами  на  городских  и  республиканских конкурсах и соревнованиях.


По материалам официального сайта МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина

http://school1-kerch.my1.ru/
 
 
 

Комментарии
Добавить комментарий
Галина Алексеевна Елисеева-Фетисова
Галина Алексеевна Елисеева-Фетисова
Здравствуйте. Хочу Вам расссказать сведения о школе Дубинина. Я родилась в тысяча девятьсот пятидесятом году, жила по адресу ул. Пирогова , двор пять. Все дети из нашего двора ходили в школу Шмидта и Дубинина потому что они были в ста метрах от двора пять. Маленькое здание, что находилось перед зданием ранее называющимся Институтом, после освобождения Керчи и здание перед зданием Института называлось школа Шмидта. И так все три здания были рядом и после восстановления, не все смогли принять детей, по причине их отсутствия. Среднее здание не подлежало ремонту из за значительного разрушения и заражения разрушительным грибом. Оно подвергалось санитарным мероприятиям - удалялись все деревянные части, штукатурка. В каком то из пятидесятых годов, ну примерно до пятьдесят седьмого здание еще было в полуразрушенном состоянии. Я помню, учась уже в здании Шмидта во втором классе, в среднем разрушенном здании снимали крупные сцены фильма Улица младшего сына, была устроена декорация и массовка в немецкой форме и др. сцены с людьми. Мы детвора семи восьми лет были посторонними наблюдателями. Приняла отремонтированная, школа начальные классы из Шмидта и другого здания которое в пятьдесят четвертом - седьмом годах имела номер двенадцать частично, поскольку много детей были в слабом состоянии здоровья . Этих слабых детей и еще других из других городов Крыма поместили в школу на ул. Чкалова, которая стала называться интернатом для слабых - вспомогательной школой. А сама отремонтированная школа стала образцовой, лучшей в городе и перешли мы из Шмидта двумя классами только на пятьдесят девятый учебный год. Школа называлась Володи Дубинина, она была школой продленного дня с одной сменой. Шефами был СРЗ. У нас была великолепная школьная библиотека, богатая учебная база всевозможных кабинетных пособий, великолепный спортзал, мебель, музыкальные духовые вплоть до саксофона тромбона и контрабаса инструменты, мастерские при школе, садовый участок, теплица и некоторое кроликовое хозяйство. Количество классов росло, потому что произошло сокращение армии и стали прибывать дети военнослужащих ушедших в запас. Когда я доучилась до восьмого класса - у нас было параллельных восьмых классов пять. Это был тысяча девятьсот шестьдесят пятый год.
комментировать