35-й бомбардировочный авиационный полк в создании оборонительного щита Отечества

История 35 бомбардировочного авиаполка начиналась ещё в довоенное время. Полк был сформирован в 1937 году, в основном на базе 5-й скоростной бомбардировочной эскадрильи, и части сил 4-й и 6-й эскадрилий на аэродроме Сиверский.


Входил в состав 71-й авиационной бригады. С октября 1937 года по апрель 1938 года выполнял правительственное задание в Китае. В 1939 году принимал участие в войне с Финляндией 1939 года. На 22 июня 1941 года базировался на аэродроме в г. Тарту, имея в наличии 50 самолётов (из них 3 неисправных). Участвовал в известной бомбардировке переправ через Даугаву в Даугавпилсе.



Действовал в составе 1-й ударной группы, находящейся в непосредственном подчинении Ставки ВГК. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях на Волховском фронте. Весь личный состав полка был награжден медалями «За оборону Ленинграда».

14 сентября 1943 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР полку вручили Боевое Красное Знамя. В феврале 1944 года полк под командованием И. С. Ветохина вошел в состав 219 бомбардировочной авиадивизии 2-й Воздушной Армии 1-го Украинского фронта, прошел до конца войны. Принимал участие во Львовско - Сандомирской операции, в освобождении Польши, за что полк был награждён орденом Суворова III-й степени. За участие в штурме Берлина полку присвоено наименование «Берлинский». За проведенные операции по разгрому немецких войск в Чехословакии, полк награжден орденом Богдана Хмельницкого II-й степени, а весь личный состав — медалями «За освобождение Праги».


Всего за годы Великой Отечественной войны свыше 1300 офицеров, сержантов и солдат полка наградили орденами и медалями СССР, трое -получили звание Героя Советского Союза. (Ерошенко Виктор Иванович, заместитель командира, лётчик, Саранчев Николай Георгиевич, командир эскадрильи, Фатеев Алексей Дмитриевич, лётчик, 29.06.1941 г. совершил огненный таран). В 1946 году полк перебазировался в г.Мелитополь, а в апреле 1948 года 35БАП в составе двух эскадрилий на самолётах Ту-2 перебазировался на аэродром Багерово, где в его состав включили еще и транспортную эскадрилью на самолётах Ли-2.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.08.1947г., в гарнизоне Багерово начато строительство внеклассного аэродрома для 71 специального полигона ВВС, по технической отработки ядерных зарядов (ЗВГ именовался как Москва 400 или Курчатовский полигон). При выборе места расположения полигона рассматривалось несколько вариантов, окончательным местом для 71 полигона был определен район посёлка Багерово, в Крыму, на месте действующего здесь во время войны полевого аэродрома.


И, кроме того, к началу войны рядом с рабочим посёлком, к северу от него, появился военный городок, принадлежавший созданному в 1939 году испытательному авиационному полигону, с территории которого население постепенно переселялось к югу от железной дороги. В начале 1939года было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР о создании на территории Керченского полуострова Крымского испытательного авиационного полигона (КИАП),территория которого охватывала с. Курортное -Русская Мама до с. Золотое-Чигини. Штаб КИАП и его службы размещались на территории животноводческого совхоза (станция Багерово). Аэродром находился у северной части Турецкого вала, ведущего к Азовскому морю. Специалисты полигона занимались разработкой и испытанием авиационного вооружения. Спустя несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941года КИАП был эвакуирован на Урал, в город Чапаевск.


И после освобождения Крыма, в мае 1944 года лётная часть и все подразделения возвратились на место своего прежнего базирования (начальник полигона полковник авиации Н. И. Бочкарев), в октябре 1947 года был ликвидирован (с перебазировкой после реорганизации в г. Павлоград).


В закрытом гарнизоне Багерово дислоцировались 3 авиационных полка, инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть, службы тылового обеспечения.


В лётно-испытательную часть входили 35 -й бомбардировочный полк с самолётами-носителями ( Ту-4, а затем Ту-16, Ту-95, Бе-12, Су-7Б ), 513 истребительный авиаполк для охраны и сопровождения самолётов-носителей с изделиями на борту, при полетах самолётов-носителей с испытываемыми образцами ядерного оружия (Миг-15, Миг-17), и 647-й смешанный авиационный специального обеспечения, предназначенный для проведения работ по отбору проб из облака ядерного взрыва с помощью беспилотных самолётов - заборников Як-9В. Кроме того, в штатах этого полка состояли самолёты По-2, Як-12, Ан-12, Ил-14, Ил-28.


Последние два авиаполка позднее были расформированы и многие лётные экипажи и инженерно-технический состав перевели по службе в 35 бомбардировочный авиаполк.


Инженерно-авиационной службе одновременно приходилось обслуживать более десятка типов самолётов; при этом, кроме самолётов истребительного авиаполка, практически все остальные являлись уникальными.


По свидетельству бывшего лётчика-испытателя, полковника в отставке, И. П. Коваленко, 513-й истребительный полк, где он служил, 2 апреля 1948 года приземлился в Багерово. Весь аэродром был оцеплен двумя рядами колючей проволоки и стояли часовые. Под жилье были приспособлены бывшие коровники. Таких коровников-конюшен было 5 (бараки). На одном из них в то время сохранилась еще немецкая надпись «рай для холостяков».


Станции, как таковой не было, вместо неё стоял железнодорожный вагон и недалеко почтовое отделение. Два ряда колючей проволоки и строгий пропускной режим. Никакой переписки и общения с родными и близкими. Казарменное положение.


В начале 1949 года была направлена группа багеровцев на аэродром у нынешнего посёлка Красногвардейское. Так представители науки учили их пользоваться системами автоматики и радиомеханики, управлением полётами по радио.


Необходимо было уже со следующего года приступить к лётным испытаниям разрабатываемых изделий. Решены проблемы электроподачи, водо и тепло снабжения, канализации. Первые годы службы в Багеровском гарнизоне культурно-массовые мероприятия проводить было негде, но танцевальную площадку построили в центре служебной зоны напротив столовой. В отведенной жилой зоне появились первые финские домики, они и до сих пор есть. Личный состав авиаполка проживал по - эскадрильно, в больших комнатах с двух-ярусными солдатскими кроватями. Зимой в комнатах было очень холодно и личный состав спал в меховых комбинезонах. Учитывая тяжёлые бытовые условия, руководство полигона несколько ослабило казарменное положение и разрешило офицерам в выходные дни выезжать в Керчь.


Вспоминает старший штурман-испытатель самолёта - заборника Ил-28 Сабуров Вениамин Михайлович, проходил службу с 1952-1972 гг. в 35 бомбардировочном авиаполку. В период с 1953 по 1961 гг. в составе авиагруппы 71 Полигона ВВС принимал участие в испытаниях нового боевого оружия на полигонах страны, награжден тремя орденами «Красной Звезды» и 11-ю медалями. В 1973году уволен из рядов Советской Армии в запас в воинском звании подполковник, ветеран ВВС, проживает в г. Керчи: «...в начале октября 1952 года ехали к месту службы в Багерово поездом из Джанкоя в товарном вагоне. Погода стояла хорошая, но по всей железной дороге удручающая картина : много развалин и плохоньких домиков. Приехали в Багерово; стоит будка без названия, это был вокзал и повешено расписание поездов.


В Багерово никто нас не встречал, пошли в комендатуру, стояли длинные бараки 3 штуки и были уже построены 2 казармы.

В штабе дали по 3 дня на изучение инструкций и в полёты.


На аэродроме стояли самолёты Миг-15, Ту-2, Пе-2, привозили их разобранными с заводов и собирали. Не было еще ангаров, взлётная полоса была железная. Начали привозить изделия, усилили охрану. В 1952 г.была построена гостиница, позднее солдатский клуб. По распоряжению командования, разбирали водолечебницу на озере Чокрак, она была громадная и камни увозили на строительство домов.


Свободное время проводили на охоте и рыбалке. Командование давало транспорт и мы группами по 10-20человек уезжали охотиться. Забивали в день от 30 до 70 зайцев и раздавали по семьям, гуляли по взлётной полосе дрофы».


С самого начала гарнизон Багерово был отнесён к закрытым режимным объектам с пропускным режимом даже в жилую зону городка.

Начальником 71-го полигона ВВС СССР (войсковая часть 93851) был назначен Комаров Георгий Осипович, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, заместителем начальника полигона по научно-испытательной части, в то время полковник, позднее - генерал-лейтенант Чернорез В.А. (1910-1980 гг.), который впоследствии стал начальником полигона. Все, что было создано за годы существования гарнизона организовано при непосредственном его участии. Над входом в гарнизонный Дом офицеров п. Багерово установлена мемориальная доска основателю Багеровского 71 -го полигона ВВС (с 1950 по 1970 гг.), Герою Социалистического Труда генерал-лейтенанту В. А. Чернорезу.

О важности данного военного объекта можно судить и потому, что должность начальника Багеровского полигона была генеральской.

Полигон был создан для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация.


Главной задачей полигона была совместно с авиационными КБ подготовка испытаний самолётов самых разных систем, поступающих на вооружение советских ВВС. Почтовый адрес для военного городка был Керчь-16. На аэродроме испытывались механизмы подвески бомб к самолёту, отрабатывался пилотаж с изделием, техника бомбометания. Здесь же изучали баллистические характеристики советских атомных и термоядерных бомб.


Вначале полёты выполнялись с взлётно-посадочной полосы (ВПП), покрытой металлическими плитами. Бетонная ВПП, стоянки и рулёжные дорожки для взлёта и посадки тяжёлых ракетоносцев была построена всего за полгода зимой 1951-1952 гг. под руководством Л.П. Берии для испытания крылатых ракет ( главный конструктор был Сергей Берия). ВПП была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4, позднее Ту-16, поэтому и аэродром Багерово был внеклассным, рассчитанным на прием воздушных судов всех типов.

Очень тесные контакты с учеными и разработчиками ядерного оружия, часто посещавшие полигон: В. Алферовым, А. Александровым, Н. Духовым и многими другими творцами советского ядерного щита. Полигон часто посещали заместитель министра обороны - главнокомандующий ВВС К. Вершинин, начальник Главного штаба ВВС - С. Руденко, командующий дальней авиацией - А. Новиков.


Советский Союз в 1950-х годах прошлого века, стоял на пороге ядерного нападения со стороны США. И даже частично публиковались в американских журналах картины будущей атомной войны против СССР. Так, в номере американского журнала «Кольерс» от 27 октября 1951 года, красочно расписывались сценарии атомной войны США против СССР и послевоенное устройство мира. По сценарию этого журнала война начиналась 14 мая 1952 года. Конечно, основной целью в Крыму был Черноморский флот, уничтожение Балаклавы - стоянка подлодок. Второй по значимости - была Керчь, и конкретно планировалось уничтожение аэродрома Багерово, где в ту пору дислоцировался 71-й Полигон ВВС СССР с авиа - носителями посредством которых сбрасывались все первые советские атомные и термоядерные боезаряды.



Хотя стратегическое ядерное оружие на полуострове никогда не размещалось, Крым внёс свою лепту в его создание. Самолёт -носитель сбрасывал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной бомбе РДС-1, с теми же взрывателями, но не с ядерными, а с обычным взрывным устройством.


Так, из воспоминаний старшего штурмана-испытателя Сабурова В. М. «На Як-28 (командир эскадрильи А. А. Лаптев), на высоте 100 метров, мы доходили до горы Опук и на высоте 200 метров сбрасывали изделие, после этого садились, на стоянке уже стояли самолеты, на спецтележках подвозили к ним изделия весом до 3 тонн. Выполняли до 8-10 полётов в день на разных высотах. Тренировался и экипаж от частей дальней авиации на Ту-95 под командованием лётчика - испытателя А. Е. Дурновцева, штурман И. Н. Клещ. В 1953 году на Ил-28 брали пробы воздуха из облака взрыва на испытаниях в Семипалатинске. Производились наземные взрывы изделий и подземные. В 1962 году при испытаниях нового оружия на Ново-Земельском полигоне, входил в состав группы Голубева Г. Т. командного пункта управления полётами, расположенного непосредственно на Новой Земле».


На 71 Полигоне ВВС СССР были испытаны впервые советские крылатые ракеты дальнего действия «Комета». Так, в ноябре 1951 года крейсер Черноморского флота «Красный Кавказ» был поражён крылатой ракетой, выпущенной с самолёта, взлетевшего с Багеровской авиабазы, разломился на две части и затонул. Система «Комета» стала первым авиационным комплексом реактивного управляемого оружия класса «воздух-поверхность», которым была оснащена морская авиация СССР.


В 1957 г. первые самолёты-ракетоносцы Ту-16 стали поступать на аэродром Гвардейское , в Крыму, а в 1958 году - на Северный и Тихоокеанские флоты.


В Багерово в 1952-1953гг. принимал участие в лётных испытаниях дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник Амет-Хан Султан, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная на здании Багеровского Дома офицеров

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 февраля 1953года за проведённые испытания авиационного ракетного комплекса «Комета» лётчикам- испытателям Сергею Николаевичу Анохину и Василию Георгиевичу Павлову были присвоены звания Героя Советского Союза. Им, а так же Амет-хану-Султану была присуждена Государственная премия СССР и первым в стране присвоены звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Позднее, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.07.1966года, лётчик-испытатель Бурцев Федор Иванович за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


В феврале 1952 года 35 бомбардировочный получил наименование отдельный смешанный бомбардировочный авиаполк. Командиром полка назначен Я. И. Жданов.


В воздушных испытаниях ядерных авиабомб в 1961 году от 71 Полигона ВВС, участвовали лётные экипажи самолётов-носителей Ту-16 В. Ф. Мартыненко, К. К. Лясникова, М. Г. Воскресенского. Лётные экипажи самолётов-носителей Ту-16 И. М. Пасечника и самолётов-носителей Ту-95-202 А. Е. Дурновцева (от частей Дальней авиации). Особенность полётов при испытаниях ядерных авиабомб в 1961 году заключалась в том, что в соответствии с распоряжением Главкома ВВС в полётах участвовали отряды самолётов дальней авиации Ту-16 и Ту-95.


По воспоминаниям старшего техника по радиотехническому оборудованию самолёта-носителя Ту-16 35БАП, позднее старшего инженера полка Логинова Владимира Романовича, уволенного в июле 1989 года в отставку в звании полковника. Награжден орденом «За службу родине» III степени и 8 медалями, ветеран ВВС, проживает в г. Керчи, до настоящего времени трудится преподавателем в одной из средних школ города « На аэродром Оленья или в Семипалатинск вылетали лётные экипажи, а весь технический состав и обслуживающий персонал летели в транспортных самолётах. На аэродромах, на самолётных стоянках, самолёты-носители стояли отдельно и их наполняли всем необходимым. Командировки длились от 12 недель и более месяца. Первая моя командировка в Семипалатинск состоялась в октябре 1961года. Вслед лётным экипажам, технический состав вылетал на транспортных самолётах Ан-12, экипаж самолёта подполковника А.Сидорова. Готовили самолёты-носители к вылету. Под охраной доставлялся груз. Специалист по вооружению, имея допуск к работам, закреплял бомболюк «шторками» и обеспечивал подвеску изделия. Допуск, кроме лётного экипажа, был запрещен. Отработав задание, самолёт возвращался опять на этот аэродром, на спецстоянку. После дезакцивации самолёт снова готовился на задание».


С 1949-1962 гг. специалисты 71 полигона ВВС участвовали во многих ядерных испытаниях на полигонах Советского Союза (на Семипалатинском полигоне, на Новоземельском, и в Оренбургской области на Тоцком войсковом учении). Командир полигона многократно сам участвовал в проведении этих испытаний. Указом президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 года за умелое руководство работой по освоению боевой техники генерал-лейтенанту Чернорезу Виктору Андреевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медалью «Серп и Молот». В 1970 году генерал-лейтенант Чернорез уволен в отставку.


За проявленный героизм и мужество при проведении воздушных ядерных испытаний лётчикам-испытателям от 71 Полигона ВВС и от частей Дальней авиации, присвоены звания Героя Советского Союза подполковникам: Головашко Федору Павловичу, командир экипажа самолёта-носителя Ту-16, (Указ президиума Верховного Совета СССР от 11-го сентября 1956 года), Мартыненко Владимиру Федоровичу, занимался лётно-испытательной работой, ведущий лётчик-испытатель (Указ от 07 марта 1962 г.), Дурновцеву Андрею Егоровичу (Указ от 07.03.1962 г.), Клещ Ивану Никифоровичу (Указ от 07. 03. 1962 г.)


В 1958 году на 71 полигоне ВВС произошли серьёзные организационно - штатные изменения. С мая полк стал именоваться как 35 отдельный смешанный испытательный бомбардировочный авиаполк. 30.10.1958 г. СССР и США объявили двухсторонний мораторий на проведение ядерных испытаний.


В 1962 году СССР подписал договор о прекращении испытаний ядерного оружия на земле, в море и воздухе.


В феврале 1962 года Постановлением Совета Министров СССР присуждена Ленинская премия полковнику Куликову С. М. Одиннадцать специалистов полигона стали лауреатами Государственной премии.


Более 300 специалистов полигона награждены орденами и медалями СССР, из них высшую государственную награду - орден Ленина получили 15 человек.


В конце 1972 года 35 Берлинский орденов Суворова и Богдана Хмельницкого отдельный смешанный испытательный авиационный полк был расформирован. Как это принято в Вооружённых силах состоялось торжественное прощание с Боевым Знаменем полка, которое было передано в 75- й ОСАП НИИ ВВС им. В. Чкалова. Вскоре был расформирован полигон и по директиве Генерального штаба 71 Полигон ВВС был реорганизован в 10-е управление при 8-м государственном Научно-исследовательском институте ВВС с дислокацией в г. Ахтубинске Астраханской области


В настоящее время, авиаторы 35 бомбардировочного полка — участники тех далеких событий, ветераны Вооруженных сил ВВС, проживают в нашем городе: Сабуров Вениамин Михайлович, полковник в отставке, штурман самолёта - заборника Ил-28. В декабре 2019 года отметил своё 90-летие.



  • Щербаков Николай Сергеевич - майор в отставке, техник в группе охранения 513-го истребительного полка.
  • Логинов Владимир Романович - полковник в отставке, техник самолёта-носителя Ту-16. После ликвидации 71-го полигона ВВС, преподавал в ВВВАУШ в должности начальника лаборатории кафедры АСУ.
  • Стеценко Леонид Филиппович - прапорщик, техник самолёта-носителя Ту-16А. В 2017 году отметил своё 90-летие.
  • Повников Юрий Васильевич - прапорщик, командир огневых установок на Ту-16.
  • Кузьмин Анатолий Михайлович - после окончания военного училища в 1968 году, прибыл для прохождения службы в Багерово техником самолёта, впоследствии, после окончания военной академии, преподавал в КУОСе (курсы усовершенствования офицерского состава, единственный пункт в Союзе), подполковник в отставке.
  • Четвериков Виктор Иванович - техник самолёта, в последствии преподавал в КУОСе, подполковник в отставке.
  • Блохин Георгий Сергеевич - один из ведущих специалистов отдела 71-го полигона ВВС, который занимался приемкой, хранением ракет для их дальнейшего использования.
  • Мазур Валентин Артёмович - выпускник Уссурийского военного автомобильного училища, в 1961 году назначен командиром взвода электроподвижных агрегатов 294-го отдельного батальона, инженер-испытатель транспортных средств спецмашин. В последствии преподавал в КУОСе, полковник в отставке, проживает в Багерово.


В библиотеке имени Белинского города Керчи в феврале 2020 года состоялась встреча ветеранов Багеровского военного полигона (71-ый Полигон ВВС СССР). Автором публикаций была представлена статья по истории населенного пункта Багерово и полигона.




Одна из улиц посёлка Багерово названа в честь Героя Социалистического Труда Чернореза Виктора Андреевича, и одна из улиц увековечила память Героя Советского Союза, лётчика 35 бомбардировочного авиационного полка Саранчева Николая Георгиевича, который получил звание за выполнение боевых заданий в Финской компании в 1940 году.




Ушла в историю целая эпоха Крымского специального полигона ВВС СССР и 35 бомбардировочного авиационного полка.


Автор: Людмила Корноухова, член Керченского отделения Российского общества историков и архивистов.


Литература:

1. Герои страны, Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. М., Воениздат 1987, 1988 гг.

2. Коваленко И. Атомный полигон: момент истины // Крымская правда, 2007. № 196 (26 октября).

3. Корноухова Л. Багеровский полигон: история, факты, события // MILITARY КРЫМ, 2018. № 2 (36). С. 56-57.

4. Куликов С.М. Авиация и ядерные испытания // М., ЦНИИ атоминформ, 1998. С. 176

5. Ткаченко С. Ядерная война 195...года: Крымские реалии // MILITARY КРЫМ, 2019. № 1 (39). С. 55-64.

Список сокращений:

75-ый ОСАП - отдельный смешанный авиационный полк

35-ый ОСИАП — отдельный специальный испытательный авиационный полк

БАП - бомбардировочный авиационный полк

Ту-4А - советский стратегический бомбардировщик разового использования, разработан ОКБ А.Н.Туполева

Ту-4КС, Ту-16КС - советские самолёты-снаряды, ракетоносцы средней дальности, разработаны ОКБ А.Н.Туполева

МиГ-15, МиГ-17 - советские реактивные истребители, разработаны ОКБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича

ВВВАУШ- Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов.


Оригинал статьи KERCH.COM.RU

Нет комментариев
Добавить комментарий